Ученики, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают нецензовое образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Таким образом, по завершению 9 либо 12 лет обучения в школе обучающиеся проходят итоговую аттестацию в виде 2 испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Формой итоговой аттестации по оценке предметных результатов по русскому языку, чтению (литературному чтению), математике и основ социальной жизни является комплексная работа с заданиями по указанным предметам в соответствии с требованиями к планируемым результатам АООП УО (вариант 1); по труду (технологии) – экзамен с теоретической (собеседование) и практической (выполнение изделия) частью.
Предметом итоговой оценки освоения учащимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития) адаптированной образовательной программы является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.
По итогам аттестации выпускникам выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.